Тезисы статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства»

Эксклюзив Авантюры

Демократия и качество государства

  1. Настоящая демократия — когда граждане готовы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления.
  2. В 90-е годы под флагом  демократии мы получили подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений, а также огромные социальные издержки.
  3. Это привело к устойчивому недоверию большой части населения к власти, нежеланию участвовать в общественной жизни.
  4. В 90-е государство не погибло, благодаря  тем честным и умным людям, которые смогли худо-бедно решать повседневные проблемы и продвигать некоторые насущные реформы. Но в целом сложившаяся система оказывалась сильнее.
  5. К началу 90-х наше общество состояло из людей, освободившихся от коммунизма, которые привыкли ждать решения всех проблем от государства. Также у нас не было опыта противостояния манипулированию.
  6. Наше общество прошло трудный процесс взросления: мы вместе реанимировали государство и восстановили народный суверенитет. И сделали это демократическими, конституционными методами, воплощая волю народа.
  7. Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния — это результат наших усилий. Мы на это работали.
  8. Сегодня наше гражданское общество стало более зрелым, активным и ответственным. Обновленные механизмы демократии должны «вместить» возросшую общественную активность.

О развитии демократии

  1. Сегодня в Государственную Думу внесен пакет предложений по развитию нашей политической и партийной системы: об условиях регистрации и  порядке деятельности партий, о технологиях выборных процедур.
  2. Очень важно, как в политическом механизме организован учет интересов социальных групп и обеспечено публичное согласование их интересов.
  3. Нельзя, чтобы демократия превратилась в разовое развлекательное политическое шоу и кастинг кандидатов, а настоящая политика — ушла в тень закулисных сделок и решений.
  4. Политтехнологи не должны управлять политиками и народом.
  5. Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровня профессионалов-патриотов, способных добиваться результата.
  6. Мы разработаем понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.
  7. Нам важно создать политическую систему, где тот, кто предлагает решения и программы, несет ответственность за их реализацию. Это принесет доверие, конструктивный диалог и взаимное уважение между обществом и властью.

Новые механизмы участия

  1. Демократия должна иметь эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».
  2. Мы должны ввести общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценку действующих законов и эффективности их применения.
  3. Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее оценивать все государственные документы, что поможет избежать неудачных решений или найти лучшие.
  4. Необходимо улучшение языка правотворчества. Его надо сделать понятным для адресатов норм. Также важно создание дружественного интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти.
  5. Хочу просить профессиональные сообщества словесников и веб-дизайнеров — помогите государству в этом. Такой вклад будет высоко оценен историей.
  6. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Одно из важных решений здесь — это развитие саморегулируемых организаций или СРО.
  7. СРО должны более активно использовать право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности.
  8. СРО должны быть полностью прозрачны, публиковать регулярные отчеты обществу и участникам рынка. Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России.
  9. Предлагаю ввести правило рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете. Будет разработан порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы.
  10. В каждом муниципалитете должны проходить как прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания, так и начальника районного отдела полиции,  руководителя районного центра ЖКХ и мирового судьи (если он не избирается гражданами).
  11. Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать и  выносить свои проблемы на местные референдумы или интернет-опросы.
  12. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций.
  13. Мы установим состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете.
  14. Мы будем развивать проект «электронное правительство». Большинству людей нужна насущная информация о своем доме, придомовой территории, соседнем парке, школе, своем муниципалитете.
  15. Фундамент электронной власти — сайты муниципалитетов и субъектов Федерации. Надо сделать информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти понятной и доступной для общества.

Местное самоуправление — школа демократии

  1. Демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». Местное самоуправление — это школа ответственности граждан.
  2. Муниципалитеты должны оставаться властью «шаговой доступности» и не должны бездумно укрупняться.
  3. Муниципалитеты должны стать финансово состоятельными и автономными, местные власти должны проявлять самостоятельность и ответственность.
  4. Предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. При этом необходимо  сбалансировать полномочия между субъектами Федерации и муниципалитетами.
  5. Передавая  региональным властям многие полномочия и финансовые ресурсы, важно позаботиться, чтобы это не обернулось беззащитностью городов перед руководителями регионов.
  6. Очень важно обеспечить партнерский характер взаимодействия губернаторов и мэров, региональных и городских заксобраний.
  7. Надо прекратить устанавливать с регионального уровня показатели для местного самоуправления и увязывать с ними предоставление финансовых ресурсов.
  8. Надо обеспечить долгосрочный характер доходов  муниципалитетов малых городов(что предполагает стабильный, известный заранее размер регионального трансферта).  и исключить ситуацию, когда оценка деятельности мэра зависит от начальства, а не от собственных граждан.

О российском федерализме

  1. Одной из главнейших задач начала 2000-х годов было преодоление как открытого, так и латентного, «ползучего» сепаратизма.
  2. Сегодня мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов, но за Президентом страны останутся инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения от должности губернатора.
  3. Потенциал укрупнения субъектов федерации не исчерпан. Но действовать надо разумно и взвешенно.
  4. Территории РФ находятся на разном уровне социально-экономического развития. А также — в разных социокультурных плоскостях, которые нельзя сравнивать по шкале «лучше-хуже».
  5. Безусловной ценностью для нас являются интеграторы: русский язык, русская культура, Русская православная церковь и другие традиционные российские религии.
  6. Многовековая история России говорит о том, что стране необходим сильный, дееспособный, пользующийся уважением федеральный Центр — стабилизатор баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений.
  7. Наша историческая задача —раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны.

Конкурентоспособное государство

  1. Логика нового государственного сознания — создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства.
  2. Должны быть четко установлены границы государства, пределы его вмешательства в экономическую жизнь.
  3. Надо широко внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров.
  4. Мы будем развивать конкуренцию государственных администраторов — губернаторов, мэров, функционеров . Для этого — наладим мониторинг, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления.
  5. Переход к стандартам госуслуг , основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг. Каждый человек будет понимать , что и как он может получить, и за что спросить с конкретного чиновника.
  6. За несоблюдение стандартов оказания госуслуг населению и предпринимателям по новому закону полагаются штрафы. Предлагаю внести в законодательство, что за грубое или неоднократное нарушение стандартов полагается дисквалификация.
  7. Будет внедрена системы оплаты труда государственных служащих, согласно их уровню квалификации и опыту работы.
  8. Дальнейшее развитие получит институт омбудсменов — уполномоченных по защите прав, в том числе предпринимателей.

Мы должны победить коррупцию

  1. Проблема коррупции — это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства и проблема мотивации чиновников.
  2. Если госслужба рассматривается не как служение, а как кормление, то любые «чистки» бесполезны, и на место одних разоблаченных воров придут другие.
  3. Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней.
  4. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция.
  5. Надо законодательно закрепить новый порядок выдвижения кандидатур на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты, формирования списка назначаемой части Общественной палаты.
  6. Надо наполнить реальным содержанием заложенную в законе процедуру парламентских расследований.
  7. Борьба с коррупцией не должна быть предметом политических спекуляций и полем для популизма.
  8. Те, кто требуют репрессий,  не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции.
  9. Мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной.
  10. Предлагаю выделить коррупционно опасные должности: чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи.
  11. Общество и СМИ обязаны восстановить справедливость в отношении честных государственных работников, которые всю жизнь живут на одну зарплату, и не отталкивать людей от работы на государство.
  12. Фокус общественного внимания должен сосредоточиться на доказательных обвинениях в коррупции. Это поможет доводить такие дела до конца.
  13. Борьба с «большой» коррупцией поможет преодолеть коррупцию в повседневной жизни — в полиции, судебной системе, в управлении жилищным фондом и ЖКХ, медицине и образовании.

О развитии судебной системы

  1. Главный вопрос — ярко выраженный обвинительный, карательный уклон в нашей судебной системе.
  2. Мы введем практику административного судопроизводства для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками. Бремя доказывания будет возлагаться на административный орган, а не на человека.
  3. Общественные объединения получат право подавать судебные, в том числе коллективные, иски в защиту интересов своих участников.
  4. Мы должны создать единую открытую базу всех судебных  решений в системе судов общей юрисдикции. Надо подумать о возможности интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них.
  5. Необходимо возрождение «судебной» журналистики, что позволит шире и глубже обсуждать правовые проблемы общества, повышать уровень правосознания граждан.

— Елена Ч, Глобальная Авантюра

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Метки: ,

Комментарии запрещены.