Под прессом депрессии

Тотальное недоверие к миру, цинизм, неприятие нового, умение везде видеть «коррупцию, жуликов, воров и проходимцев»– это не норма, это болезнь. Депрессивная картина мира косит население России похуже СПИДа, туберкулеза и насморка вместе взятых. Но болезни, даже очень запущенные, можно и нужно лечить.

Депрессивная картина мира – это болезнь не тела, а сознания. Ее вызывает огромный поток негатива, который мы получаем из СМИ, Интернета, от наших близких, коллег, а также регулярно подкармливающих нас этой вредной заразой амбициозных политических лидеров. Механика процесса проста: негатив меняет картину мира и наше восприятие действительности, погружая в замкнутый круг депрессии. Мы пропускаем через себя всякую грязь, не задумываясь о последствиях, а потом почему-то удивляемся, почему все видится в черном свете, с каждым днем жизнь кажется все хуже, счастья нет и не предвидится, кругом придурки, ничего нельзя сделать, да и здоровье шалить начало.

Депрессивная картина мира как информационное заболевание проявляется у всех, кто:

  • имеет негативную картину мира или не имеет ее вообще
  • не надеется на свое будущее и будущее своей страны, лелеет себя негативными новостями и предчувствиями грозящих катастроф
  • считает, что за рубежом жизнь лучше, а вокруг все негодяи и придурки
  • не считает нужным делать что-то полезное даже для себя, если это полезное не подтверждено опытом пяти соседей
  • боится любых инноваций, все время кричит про распил чужих денег
  • потребляет информацию оптом, а не фильтрует ее
  • находится в критической позиции ко всему, уничтожает зачатки деятельности во благо целого на корню
  • всегда переходит на личности, уверенный, что это – право демократии и борьба за индивидуальность
  • считает, что всех зомбируют, а он увернулся
  • говорит штампами и ссылается на то, что «все это знают» и «ученые установили»
  • не готов к сотрудничеству, взаимодействию, пониманию других
  • агрессивен в ответ на дружеские чувства, все время попадает в неявный договор, обвиняет активного донора в том, что «ему не додали» и «обещали совсем не то»
  • живет по правилам и носится с долгом якобы перед совестью.
  • не способен на шутки, зато склонен к сарказму

Отдельную группу риска составляют люди, работающие с информацией (аналитики, журналисты, общественные деятели, преподаватели). С точки зрения информационной гигиены и информационного иммунитета даже очень интеллектуально продвинутые специалисты могут быть наивны, как дети. Особенно прискорбно, когда эти люди работают в сфере массовых коммуникаций. То, что врачи когда-то не мыли руки перед операциями, ситуацию не оправдывает.

Чтобы начать лечить информационные болезни, прежде всего, нужно научиться их диагностировать. Затем – перестать считать их «нормальным состоянием человека и общества». Жестко: презрение ко всему, недоверие к миру и критика всего – это не атрибут успешного, здорового, рефлексивного человека, будь он хоть трижды борец за права угнетенных, миллионер, мегаэксперт или хипстер. Это – симптом тяжелой болезни, вызванной отсутствием рефлексии, навыков мышления и информационной гигиены.

В некоторых странах Африки две трети или три четверти населения заражено СПИДом. Необходимо понять, что Россия находится в очень близкой ситуации: до трех четвертей ее населения больны упомянутой выше депрессивной картиной мира или информационным аналогом СПИДа в форме отсутствия будущего или инфекционной созависимости. Речь идет о помещении собственного существования в зависимость от задач других людей. Формами этого являются как достаточно хорошо изученные психологами «служение ребенку», «забота о карьере мужа», «синдром Золушки» и т.п., так и психология «корпоративного человека». Эти люди медленно умирают, передавая свои заболевания близким и, прежде всего, своим детям. При такой информационной заболеваемости удивительно не то, что средняя продолжительность жизни в России на 12 лет ниже, чем в развитых странах, а то, что она все еще заметно выше, чем в африканских государствах.

Сильным и универсальным, но крайне нежелательным методом лечения является внезапное сильное и всеобщее потрясение, по масштабу сравнимое с Отечественной войной. Заметим здесь, что войну можно рассматривать, как форму стерилизации информационной среды через ее предельное упрощение, что, конечно, убивает информационные болезни, но несоразмерно дорогой ценой.

Более приемлемым способом (правда, не столь универсальным) является временное понижение уровня информатизации отдельного человека. Информационные вирусы в организме, конечно, остаются, но последствия их воздействия значительно снижаются. Здесь можно искать культурные решения (комедия, детектив, спортивные состязания), физические решения (спортзал, страйкболл, ролевая игра, охота, рыбалка, примитивные физические нагрузки на даче), продуктовые решения (кстати, табак и алкоголь вполне подходят, если сопровождаются «уместным и сообразным ритуалом»). Грубо говоря, когда вы на даче копаете канаву, вы поневоле думаете не о жуликах, ворах и олигархах, а о куда более приземленных вещах. Через несколько часов тупого физического труда вы способны думать только о простых, коротких, желательно – конкретных и приятных вещах, а мысль о жуликах и ворах уже не вызывает приятной дрожи; это значит – детоксикация прошла успешно. Копать – не единственное решение: можно поехать на Алтай или в Коми, сходить в поход, пробежать марафон, выпить пива в веселой компании или нырнуть с аквалангом на 50 метров. Какая разница, главное чтобы работало.

С точки зрения людей, работающих с информацией, важно соблюдать правила взаимодействия с информационным потоком. Этот поток нужно фильтровать, не пропуская те форматы и то содержание, которые являются питательной средой для вируса депрессии. Информацию надо «отстаивать» – искусственно задерживать, чтобы она потеряла некоторую часть актуальности, и, может быть, даже «кипятить» – снижать уровень содержащейся в ней эмоциональной информации, проникающей через защитные барьеры и вызывающей информационные болячки. Например, обсуждать тему Pussy Riot в момент наивысшей актуальности – верный путь к усилению депрессии. Тема настолько «токсичная», что у некоторых особо чувствительных людей, по слухам, даже начались поведенческие обострения.

При обсуждении темы информационных инфекций с неизбежностью всплывает тема информационных «прививок». Такие прививки нужно делать как можно раньше. Учить детей работать с информацией, защищаться от информационной агрессии. В этой логике, недавние меры по «стерилизации» мультфильмов – такая же чудовищная ошибка, скрывающаяся под кретинскими благими намерениями, как и выращивание детей в стерильной среде, «без микробов», «на всем кипяченом». Отсутствие приобретенного в детстве иммунитета — верный путь к болезням во взрослой жизни, спасибо заботливым родителям и Министерству культуры.

Сторонники наступательной стратегии в жизни, включая автора, исходят из того, что нужно не защищать здоровье, а учить быть здоровым. В предельном случае – даже заставлять быть здоровым. В качестве возможных решений напрашиваются создание «противовирусных препаратов от вируса депрессии», распространение методичек по информационной гигиене и создание профессиональных стандартов деятельности для «групп риска». Интересной идеей является «человеческий интерферон» – соорганизация людей, переболевших информационными заболеваниями и излечившихся от них. Возможна организация терапевтических групп или, что проще и достаточно эффективно – сетевое консультирование.

Все это может звучать для вас достаточно странно до тех пор, пока лично вы не столкнетесь с необходимостью реализовать мало-мальски значимый проект, направленный на изменение жизни к лучшему (не важно, вашей, вашей семьи, вашего города или вашей страны). Толпы людей, обвешанных информационными болячками, радостно накинутся на вас с объяснениями, что ничего не получится, реальность – страшная, ничего не сделать, а надо сесть в кружок и вместе выращивать гниющую плесень информационной чернухи. Причем чем масштабнее начинание, тем больше сопротивление. Тут без решительных гигиенических, дезинфекционных и лечебных мероприятий не обойтись.

— Артем Желтов

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Метки: , ,

Комментарии запрещены.