Немного поэт, немного гражданин

Ребята, хватит сидеть сложа руки у компьютера.

Думаете начать новый бизнес, но не знаете, чем именно вам заняться?

Веселые и продвинутые парни уже вовсю зарабатывают на старике Путине.

На бывшем-будущем президенте сделать деньги легко, даже не являясь его товарищем по кооперативу или тренером по дзюдо.

Вот цифра: 1 400 000. Один миллион четыреста тысяч рублей.

Это величина гонорара за выступление проекта «Гражданин поэт» в вашем городе.

Мы все видели эти ролики в интернете, но интереснее же посмотреть вживую, верно? И вот мы оплатили билет. И вот мы на концерте. А там крамола про Медведева и Путина, а там рассказы о том, до чего они довели страну. И о том, как они не хотят расставаться с властью. И вот у нас уже создается обманчивое и оттого азартно-радостное ощущение, что мы присутствуем на чем-то запрещенном. А значит, необычном.

Обманчивое, потому что мы заплатили вполне себе реальные и немалые деньги в официальной билетной кассе, а плакаты концерта никто с городских афишных тумб не срывал.

А что же мы увидим во время представления? Актер Ефремов будет оперативно, как Аркадий Райкин когда-то, переодеваться, чтобы прочесть очередной актуальный памфлет. Поэт Быков тем временем будет сочинять стихотворение по вашему заказу. А продюсер Васильев, обливаясь виски, постарается шутить, по какому поводу было написано то или иное стихотворение. И правильно: напоминать надо, потому что теперь люди живут только последними новостями, и что произошло полгода назад — уже никто не помнит. Например, об интервью Натальи Васильевой о деле ЮКОСа или о запрете ввоза в Россию овощей из стран ЕС.

Новости устаревают быстро, а вместе с ними теряют актуальность и тухнут их стихотворные интерпретации.

Раньше в шапито зазывали посмотреть на женщину-змею, виртуозно владеющую пластикой своего тела. А теперь, дамы и господа: Дмитрий Быков, человек-чудо, человек-фокус! Он сочиняет удивительные рифмы, но не стихи.

На сцене шапито — гуттаперчевый мальчик, а у нас — талантливейший актер Миша Ефремов, который моментально перевоплощается в новый образ!

Если вы вдруг бессмысленно богаты и не желаете делить ощущения от концерта с другими зрителями, а хотите показать «Гражданина поэта» друзьям и родственникам — пожалуйста: артисты с удовольствием приедут к вам на корпоративное мероприятие. Как, скажем, к Виктору Вексельбергу.

И вот это обстоятельство не позволяет мне восхищаться еженедельно новым выпускам «Гражданина поэта».

Вес слова «поэта» обнулился. Сила высказывания «гражданина» обесценилась.

Если три веселых парня существуют и работают на деньги тех, кого они высмеивают, то вес их слова ничего не стоит.

Ни-че-го.

Проиллюстрирую свою мысль. Я вам сейчас покажу обложку книги. А подпись к ней будет из записной книжки Даниила Хармса, в образе которого сфотографировали Михаила Ефремова.

Даниил Хармс умер, напомню, от голода и истощения в отделении психиатрии больницы при тюрьме «Кресты».

Смотрите:

«Наши дела стали еще хуже. Не знаю, что мы будем сегодня есть. А уже дальше что будем есть — совсем не знаю… Я потерял трудоспособность совершенно.
Я живой труп. Отче Савва, я пал. Помоги мне подняться.
Удивляюсь человеческим силам… Наше положение стало еще много хуже, но все еще тянем. Боже, пошли нам поскорее смерть».

Понимаете о чем я? Чувствуете диссонанс?

Нет, я не к тому, чтобы Михаил Ефремов, Андрей Васильев и уж тем более Дмитрий Быков голодали, упаси боже. Я никому этого не пожелаю.

Я к тому, что смысл и вес этим стихотворениям придают сами люди. Мы с вами. В Москве, Саратове, Новосибирске, Лондоне, Челябинске и Нью-Йорке мы смотрим в Сети эти ролики и сами наполняем их смыслом и глубиной. И именно поэтому (и только поэтому!) эта сатира представляет ценность.

И это нормально, потому что мы живем в эпоху постмодерна. Когда литература и кино не придумывают ничего нового, а лишь интерпретируют общепринятые мнения и настроения.

Я не хотел считать чужие деньги — про величину гонорара и про корпоратив у Вексельберга я узнал как-то ночью в баре от самого Андрея Васильева. Впрочем, не только я, но и все посетители и сотрудники этого заведения. Васильев хвастался пьяно и громко, так что не услышать было невозможно.

И вот почему я, как и все, посмеюсь новому ролику «Гражданина поэта», наполнив, как и все, его своим собственным смыслом, но никогда не пойду на концерт. Вот почему не буду прислушиваться к выступлению Быкова на митинге. Вот почему я посмотрю немного новогоднее шоу с этими тремя мужчинами на телеканале «Дождь», а потом быстро переключу на хотя бы Первый, где тот же Ефремов пошутит про алкоголь или отношения. А на «Дожде» он будет шутить про смерть Каддафи и Стива Джобса. И это будет фальшиво, а где-то даже неприлично и страшно, особенно если еще шутить будет продюсер Васильев.

Но это вовсе не значит, что все плохо, ребята. Деньги же не пахнут. Как я уже сказал, зарабатывать на Путине — самое время. Самый тренд. Первопроходец здесь, конечно же, Андрей Колесников, который вот уже который год кормится благодаря иронии и сарказму над руководителем главы государства.

Да чего далеко ходить. Вот вы — участники вполне себе буржуазного и респектабельного сообщества дюаристов. Если почитать статьи и эссе здесь, то может сложиться впечатление, что это оплот фронды, что это оппозиционное сетевое издание. А вот и нет. Секрет Полишинеля — здесь платят неплохие гонорары. И за них авторы попинывают власть всласть. И вот пробегают недели, а наши дюаристы уже возглавляют предвыборные штабы и целые медиагруппы. Круто, че.

Вот о чем я и говорю: пришло время капитализировать свое социальное недовольство.

Кто-то зарабатывает на Путине талантливо и красиво, как проект «Гражданин поэт» или, например, тот же телеканал «Дождь», кто-то — бездарно и одноразово, как тот работяга, что выклянчил у Путина дорогие часы.

А кто-то беспощадно, напалмом, как Иван Охлобыстин.

У тех, кто займется этим сейчас всерьез, есть все шансы стать новой политической элитой.

И вот здесь самое время вспомнить прекрасную историю основателя и ныне правящей шведской королевской династии короля Карла Юхана, он же Жан-Батист Бернадот. Гасконец, революционер, солдат, дослужившийся до звания маршала, с благословения Наполеона принял шведскую корону.

До конца своих дней Карл Юхан предпочитал мыться самостоятельно, что было немного странно для монарха, но вполне объясняемо суровым его военным прошлым. Когда же монарх умер и его готовили к бальзамированию, то на его теле обнаружили татуировку на французском языке «Смерть королям!».

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Метки:

Комментарии запрещены.